ГЛАВНАЯ

Биография

Фильмография

Фотоальбом

Пресса

кино-фильмы

Пресса

Славянская душа на фоне европейских красот

Жителя Волгограда Петра Зайченко "ловить" в городской квартире можно месяцами и без особого успеха. Немудрено. Впервые оседлав киношного Пегаса в 40 лет в фильме Вадима Абдрашитова "Парад планет" и успев с тех пор сняться еще в 35 отечественных и зарубежных фильмах, он и по сей день с какой-то неудержимой страстью продолжает "впечатывать в очередной кинороман" свою душу простого русского мужика и киноактера
мирового уровня.

При этом заслуженный артист России, академик академии кинематографических искусств "Ника", обладатель престижнейшего приза международного кинофестиваля "За лучшую мужскую роль" в совместном франко-испанско-бельгийском фильме "Крапачук" нисколько не жалеет о том, что живет не в столице. По мнению Зайченко, настоящее искусство всегда произрастало своими корнями именно из российской глубинки, ибо провинциальные актеры доподлинно знают своих героев во всех их проявлениях. А ведь кинокамера ничего не дает творческой личности, она только берет! Дает только жизнь Как утверждает Петр Зайченко, ему отчаянно везет всю жизнь. Начиная с самого факта появления его на белый свет, чему он обязан, откровенно говоря, случайности. Отца ранило на фронте и командование танкового полка, где служил Зайченко-старший, отпустило его на две недели на поправку домой. Через девять месяцев он погибнет в страшном бою под черниговским селом Конотопчево, спустя несколько дней после рождения наследника.

Повезло ему и в том, что все свои детские и отроческие годы прожил в семье деда, известного на всю округу первоклассного сапожника и печника. Надо сказать, что хотя Пантелей Иванович и был казаком старой закваски, он очень даже уважал культуру и мечтал вырастить из любимого внука учителя, взамен погибшего на войне старшего сына Василия, директора школы. По этой причине дед Пантелей первым в деревне купил радиоприемник "Родина", слушать из репродуктора которого передачу "Театр у микрофона" приходили все соседи.

Внес свою лепту в "театральное" воспитание внука и купленный вскоре главой семейства патефон с большим набором пластинок с записью выступлений известных советских артистов, а также книги Мамина-Сибиряка, Чехова, Толстого, которые Петр читал по вечерам по требованию деда, дабы отрабатывать учительский голос.

И все же главной удачей на жизненном пути Петра Зайченко мне видится его первая и последняя встреча с Василием Шушкиным за десять дней до смерти мэтра. Закончив к тому времени с красным дипломом Саратовское театральное училище, молодой актер прибыл по направлению трудиться в Волгоградский драматический театр имени Горького, одержимый поставить на его сцене "самый лучший спектакль всех времен и народов" по сценарию Василия Шукшина "Я пришел дать вам волю".

Однако, с кем он только ни говорил на эту тему, взаимности не находил. В отчаянии махнув рукой на происки местных ретроградов в искусстве, Петр послал на "Мосфильм" Василию Макаровичу письмо - крик души со своими довольно-таки острыми рассуждениями на тему о родных людях, земляках, которых и любишь, и ненавидишь одновременно. О своих крестьянских корнях и стремлении служить народу "на высокой струне духовной нравственности". В ответ через пару месяцев получил приглашение срочно приехать в Клетский район Волгоградской области, где в то время полным ходом шли съемки фильма "Они сражались за Родину".

- Мне нужны не просто способные исполнители роли, а единомышленники, у которых, кроме таланта артиста, непременно должна быть душа, способная болеть за народ, - сказал в тот раз крайне усталый после тяжелого съемочного дня Шукшин. - По этой причине приглашаю принять участие в съемках моего фильма "Я пришел дать вам волю", который в настоящее время уже находится в запуске. Недавно вот ездил смотреть натуру и выбрал прекрасное местечко на Волге, потихоньку набираю съемочную группу. Заполни, пожалуйста, учетную карточку киноактера.

Не чувствуя под собой ног от радости, единомышленник вернулся в Волгоград и стал нетерпеливо ждать вызова на съемку фильма. Ждать пришлось очень долго, ибо вскоре Василия Макаровича не стало и оказалось некому реализовывать его честолюбивые планы. И все же через девять лет заполненная по настоянию Шукшина карточка киноактера сделала свое дело. Петра Зайченко в 1983 году вызвал в Москву режиссер Вадим Абдрашитов и снял его в своем фильме "Парад планет".

Первый киношный "блин" не вышел комом, дебютанта отметили добрым словом и миллионы зрителей, и кинокритики. В итоге сразу же после фильма он был приглашен сыграть обаятельную роль "несимпатичного" таксиста в киноленте "Такси-блюз" Павла Лунгина. Показ именно этого фильма на Каннском фестивале 1990 года и его несомненный зрительский успех стал счастливой путеводной звездой для волгоградского актера.

Речь идет о том, что своеобразную манеру Зайченко "впечатывать в пленку свою душу" заметил в "Такси-блюзе" и должным образом оценил испанский режиссер Энрике Габриель, сразу же предложив малоизвестному российскому актеру главную роль в испано-франко-бельгийском фильме "Крапачук". Выбор одного из мэтров испанского кино оказался более чем удачным. Зайченко столь блестяще сыграл на фоне европейских красот и достопримечательностей родную ему славянскую душу, волею судеб закинутую за кордон, что по единодушном решению жюри международного кинофестиваля в Испании был удостоен престижнейшего приза "За лучшую мужскую роль".

После столь впечатляющего триумфа талантливого актера его послужной список начал довольно быстро пополняться все новыми и новыми кинолентами. В их числе оказались "Затерянный в Сибири" Александра Митты, "Мусульманин" Владимира Хотиненко, "Русский бунт" Александра Прошкина и еще 30 (!) фильмов, часть из которых никогда не была в российском прокате, а демонстрируется только в западноевропейских странах. Полюбопытствуем, что же отличает съемку отечественного и зарубежного фильма?

- Если говорить коротко, у нас есть душа, а у западных продюсеров - деньги, - немало не задумываясь высказался мой собеседник. - Поскольку для российского кинематографа острейшая нехватка денег - состояние неизменное, нашим режиссерам, операторам, актерам, каскадерам, костюмерам и всем прочим участникам съемочного процесса постоянно приходится искать и находить выход за счет мозгового штурма из всевозможных тупиковых ситуаций. При этом почти всегда удается сделать киношную конфетку, которая нравится зрителям.

И еще одну особенность западного кино просто не имею права не отметить. Они - педанты. Предъявляющие жестокие, если не сказать жесточайшие требования и к актерам, и к техническому персоналу. Приведу только одну весьма характерную картинку на эту тему.

На второй день после начала съемок фильма "Концерт для крысы", который снимался для проката в Швейцарии, ко мне подошел переводчик:

- Петр, гм-м, продюсеры стесняются тебе сказать и потому они попросили меня. Зачем ты делаешь не свое дело? Зачем ты вчера перенес штатив помощника оператора?

- Да просто так, от нечего делать, - отвечаю.

- Извини, Петр, как это там у русских говорится, ты оказал ему медвежью услугу. Во-первых, за вчерашний день ему снизили оплату, а если ты и сегодня за него понесешь штатив, то его просто выгонят. Свои функции он должен успевать выполнять сам. Ему за это деньги платят.

Открытость характера Петра Зайченко, его образная с мягкой шуткой-прибауткой речь неизменно располагает к нему и коллег, и деловых собеседников, и просто знакомых, и уж, конечно же, бесчисленную рать земляков, поклонников его многогранного таланта. Долгие годы они знали своего любимца как чтеца областной филармонии, объехавшего не только все районные центры, но и многие глубинные села, поселки, хутора и даже полевые станы. Не зря же памятью о тех годах, когда молодой Зайченко выкладывался перед сельскими тружениками, что называется, на полную катушку, служит его медаль "За трудовую доблесть", которой он по праву гордится до сих пор.

И вот теперь с каждым новым фильмом с участием своего любимца жители Волгоградской области не перестают восхищаться и его артистическим талантом. Он это очень ценит, ибо считает, что главное в жизни любого человека, чтобы его любили дома, имея в виду любовь не только близких, но и дорогих его сердцу земляков. Вот почему он был и остается волгоградцем, хотя заслуженная поистине подвижническим трудом популярность не раз и не два давала ему возможность переехать в Белокаменную. Надо сказать, что все эти годы надежным тылом актера является его любовь и жена Валерия Николаевна, выросшая из рядового преподавателя школы до заведующей кафедрой, профессора Волгоградской академии физической культуры. Его дочь с семьей с любимыми внуком и внучкой, которым дед полушутя-полусерьезно не устает повторять: "Учитесь хорошо, чтобы не быть актером!"

И еще один характерный штрих к портрету моего героя, потомственного казака в десятом колене. В хуторе Мелолобовском Клетского района, где на пароходе жила вся съемочная бригада фильма "Они сражались за Родину", стараниями Петра Зайченко и его друзей из совета директоров средних специальных учебных заведений города возводится часовня в память писателя, режиссера и актера Василия Шукшина, на входе в которую обязательно будет висеть доска с выгравированными на ней словами мэтра: "Нам бы про душу свою не забыть, нам бы немножко добрее быть, нам бы с большими скоростями не забыть, что мы - люди..."

К сказанному остается добавить, что подобно работящему крестьянину Петр Зайченко не может сидеть без дела и его обычное рабочее состояние - жизнь в поездах, которые везут его то на кинопробы, то на съемки, то на озвучивание ролей. При этом он нередко просыпается во время остановок и мысленно спрашивает себя:

- Это Поворино, Бологое, Берн или Париж?

Вот и сегодня заслуженный артист России сидит, образно говоря, на чемоданах и ждет вызова на съемки сразу нескольких фильмов и сериалов. Во-первых, он дал согласие сниматься в экранизации романа Пикуля "Богатство" о событиях на Камчатке начала прошлого века в интереснейшей роли купца Растрыгина, отдавшего все свое состояние на борьбу против японских оккупантов и лично принявшем участие в боевых действиях на стороне народного ополчения.

Во-вторых, моему земляку очень понравился сценарий сериала "Формула" о журналистской братии, где ему предложили роль чудаковатого пожилого, склонного к философии человека, не принявшего нынешних реформ и уехавшего жить на постоянное местожительство в село.

Впрочем, у Зайченко есть и другие планы на нынешнюю осень и слава Богу, что они есть, и что он по-прежнему востребован отечественным кинематографом, что называется под завязку.

Валерий Журавлев, соб. корр. Волгоград, http://www.pnp.ru/archive/12843027.html

 

 

 

 


Главная :: Стартовой :: В избранное :: Мыло :: All rights reserved © 2006 год