ГЛАВНАЯ

Биография

Фильмография

Фотоальбом

Пресса

кино-фильмы

Пресса

Петр Зайченко: "Снимаясь за границей, заработал на жилье в России"
"Звезду" российского кино уволили с работы

Волгоградский актер Петр Зайченко стал популярен в 1990-м году, когда на экраны страны вышел фильм Павла Лунгина "Такси-блюз". Эта лента получила признание жюри Каннского кинофестиваля, а Петр Зайченко перешел в разряд "звезд" отечественного кино. Но даже звездный статус не помог артисту, и в декабре 1999 года Волгоградская филармония, где Петр Петрович проработал 25 лет, уволила его по сокращению штатов.

Вы не пробовали возмутиться, напомнить руководству о своей известности, о "Такси-блюз"?

- Как будто они не знают. Да и не должен актер, образно говоря, предлагать себя замуж. Не надо - значит, не надо. К тому же меня даже не предупредили, просто поставили перед фактом.

- До филармонии Вы служили в Волгоградском драмтеатре именит Горького?

- Да. Там же играли Иван Лапиков, Иннокентий Смоктуновский. Говорят, у Смоктуновского была интересная привычка: он регулярно ходил встречать и провожать московские поезда, благо театр находится рядом с вокзалом.

- Вы не встречали поезда?

- Нет, я как-то сразу определил, что хочу. Еще в Саратовском театральном училище очень любил читать перед публикой. Потому и ушел в филармонию. В моем аттестационном удостоверении написано "мастер художественного слова высшей категории с правом сольных концертов". Выступал в программах "Росконцерта" с произведениями Маяковского, Искандера, Льва Толстого. Некоторые мои работы, кстати, демонстрировались по Ленинградскому телевидению, что для провинциальных телестудий в советские времена считалось очень престижно, ведь только денежных отношений тогда не существовало. Встречался с Василием Шукшиным за десять дней до его смерти. Он собирался снимать "Я пришел дать вам волю", фильм о Степане Разине. И мы с ним говорили об этом. Но ...

- Где вы работаете сейчас?

- Специально для меня ввели должность председателя Волгоградского филиала Союза кинематографистов России. Правда, в нашем городе теперь только три члена Союза. Так что у нас нет даже помещения.

- Вы снимались за рубежом?

- Да, два месяца провел во Франции, в Бельгии и Испании. Успел почувствовать, что значит ностальгия. Лента называется "Крапачук". Режиссер - Энрике Габриэль. Разговор о съемках шел еще в 1990 году, когда мы цвели и пахли в Каннах с "Такси-блюз". По сюжету два славянина приезжают в командировку в Париж, а уехать обратно не могут, так как их страны больше нет. Моего персонажа зовут Человек. Специально придумали язык, на котором он говорит. Фильм комедийный, легкий. Все права на эту картину принадлежат Франции, Бельгии и Испании. Я привез на фестиваль видеокассету, ее даже не нужно переводить с французского языка. Я бы все объяснил зрителям, а сюжет очень смешной, и так бы поняли, в чем дело.

- В этом фильме для Вас был важен только профессиональный или еще и материальный аспект?

- Снимаясь в этой картине, я заработал на квартиру. Но и в профессиональном плане увидел много интересного. Прежде всего в организации съемочного процесса. На Западе платят не за съемочные дни, а за фактически затраченное время. Очень жесткие, но профессиональные продюсеры, непременно с кинематографическим образованием. Они отвечают за то, чтобы актерам было удобно работать. Если мне нужно сегодня вечером быть в Москве, то я буду там ровно в назначенное время. А у нас молодая, талантливая актриса снимается одновременно в нескольких фильмах. Сегодня она на "Мосфильме", завтра в Киеве, потом летит на Свердловскую киностудию. Если самолет отменят, она, как все, будет валяться на газете под батареей. За рубежом уделяют огромное внимание правильной организации труда.

- Съемки у Лунгина в "Такси-блюз" для Вас самое яркое воспоминание от работы в кино?

- Я снимался у других известных режиссеров - Ивана Дыховичного, Алексея Салтыкова. Он, кстати, удивлялся, что не разглядел меня в Волгоградском театре, когда приглашал оттуда на съемки Ивана Лапикова. Но я в то время еще учился в школе... А вообще-то в этом году исполняется 10 лет со дня выпуска "Такси-блюз". Кстати, на Выборгском кинофестивале устроители обещали организовать ретроспективу моих фильмов. Но выяснилось, что их нет. У меня дома есть кинокопия "Такси-блюз". Но не повезу же я из Волгограда три больших коробки с пленкой, тем более, что меня в Москве никто не встречал.

- Волгоград все же периферия. Вы успели избавиться от синдрома провинциального актера?

- Знаете, многие не верят, что я живу не в Москве. Когда узнают, спрашивают, почему не переезжаю в столицу. Я им отвечаю, что раньше актеру, приглашенному в Москву, выделяли квартиру. Если же сейчас продам квартиру в Волгограде, в лучшем случае куплю хороший туалет в глухом районе Москвы.

- То есть от комплекса не страдаете?

- Страдаю скорее оттого, что, если я приехал в Выборг, то мне важнее, не с кем я выпил или нет, а увидеться с людьми. Если не произойдет встречи со зрителями в кинотеатре или клубе, мне будет неловко и обидно. Посадите меня в любую машину, отвезите в совхоз, колхоз, в сельский клуб на встречу с людьми, я отработаю программу! Ведь актеру важно, чтобы его работы видели.

- Как Вам работалось в "Русском бунте" со звездой российского кино Владимиром Машковым?

- Мы прекрасно понимали друг друга. Володя, как молодой лев, много спал, располагался на заднем сиденье автомобиля. Машков все рассказывал мне кулинарные рецепты, он любит готовить. Вспоминаю интересный случай. Картина снималась в Оренбуржье, в местечке Саракташ, откуда я родом. Я был с настоящей бородой, слился с народом, не отличишь от местных жителей. Многие из них безработные. За 75 рублей в день были готовы копать мерзлую землю. Когда им объясняли, что нужно только пробежать с копьем туда-сюда и прокричать при этом "ура!", удивлялись, что платят такие деньги за безделье. Так вот, подходит ко мне один из местных мужиков и спрашивает: "Это ты снимался в "Такси-блюз", "Крестоносце"?" - "Я". Он подзывает брата с фотоаппаратом. Тот смотрит на меня через объектив и тоже спрашивает: "Так ты снимался в "Такси-блюз"?" - "Я" - "П....шь!". После Володя Машков мне сказал: "Вот видишь, Петр, нужно чаще сниматься в популярном кино, а не в элитарном, чтобы народ тебя знал".

Сергей Карсаков, "Вечерний Волгоград"

 

 

 

 


Главная :: Стартовой :: В избранное :: Мыло :: All rights reserved © 2006 год