Фильмография
Концерт для крысы
|
Россия, РОСКОМКИНО/ЭРМИТАЖНЫЙ МОСТ/ЛЕНФИЛЬМ,
1995, цв.+ч/б, 104 мин.
Трагифарс.
В ролях: Федор Коновалов, Елена Савина, Петр Зайченко, Катя Томницкая,
Александра Шефф, Валерий Сморыго, Сергей Лаврентьев, Евгений Барков, Юрий Коненко,
Татьяна Коненко, Виктор Тихомиров, Маша Ковалова, Аня Ковалова.
Режиссер: Олег Ковалов.
Авторы сценария: Олег Ковалов, Владимир Маслов, Тимур Ваулин.
ФОТО из фильма |
По прозе Даниила Хармса.
«Концерт для крысы» — первый игровой фильм киноведа Олега Ковалова,
фантазия по мотивам произведений Даниила Хармса — по сути, являет собой пример
киноведения, не только демонстрируя знание автора о том, что такое кино и как
оно делается, но и напоминая о смысловом нюансе слова «ведать», связанном со способностью
интуитивно ощущать, вживаться в материал и даже с некой медиумичностью. Сам автор
утверждает, что все показанное им следует понимать буквально, не ища символических
смыслов: все люди и вещи в фильме обозначают всего лишь сами себя. Многое в картине
отстранено и потому видится как бы впервые, без привычного макияжа значений, накопленных
за годы верной службы кинематографу. Но остается еще один смысловой пласт — своевольный
хармсовский. Здесь довольно сложно управиться с излишками смысла, которые неизбежно
образуются, если рассматривать повесть Хармса «Старуха» прагматически — как «документ
эпохи», художественное свидетельство очевидца, датированное важным для режиссерского
замысла 1939 годом.
Использовать для разговора о политическом абсурде в отдельно взятой стране произведения
писателя, запечатлевшего абсурд человеческого бытия как такового — расточительность,
которую не оправдывает даже изощренное мастерство воплощения не слишком новой
идеи об одинаковой природе всех тоталитарных режимов — будь то фашизм или коммунизм.
Хармсовские смыслы — смыслы абсурда, молниеносно разящие сознание, вспыхивающие
и сразу исчезающие, не успев поблекнуть и запылиться, существуют в «Концерте...
» как бы независимо от желания режиссера провести контрабандой по территории Хармса
политический подтекст. Этим фильм и интересен — прорастанием космических мотивов
Хармса сквозь политические фантазии Ковалова.
Возьмем, к примеру, одну из ключевых хармсовских тем — нелюбовь к детям, которую
Хармс в своем дневнике обосновал и теоретически: «Все вещи располагаются вокруг
меня некими формами. Но некоторые формы отсутствуют. Так, например, отсутствуют
формы тех звуков, которые издают своим криком или игрой дети». У Ковалова дети
ведут себя тихо, что само по себе как-то настораживает, но действительно гнетущее
впечатление оставляют звуки, непосредственно или ассоциативно с детьми связанные:
невинный «Собачий вальс», превратившийся в страшноватый басистый марш, механический
треск игрушки, которую машинально катает девочка, всматриваясь вслед герою-поэту
так, как будто она знает все о нем лучше его самого. Вообще, главное, что делают
дети в фильме, — смотрят на персонажей, а иногда кажется, что и на зрителей, и
в детских глазах нет невинности и непосредственности. Дети совсем не то, чем они
кажутся, и визуальный ряд Ковалова, воплощающий «детскую» тему, практически делает
излишним произнесение словесного хармсовского постулата: «Дети — гадость».
Источник - Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия www.km.ru
|